Ирина из Москвы задает вопрос по поводу плохого образования. “Моя мама обратилась в образовательный центр для изучения английского языка. Она клюнула на распространенную схему привлечения клиентов: приглашают позаниматься английским, ты приходишь, тебе говорят, что обучение стоит, например, 100 тыс. руб. Сумма большая, поэтому разрешают платить ее не сразу, а взять кредит в банке. Потом клиент подписывает невнятный договор, в итоге сам английский преподают очень плохо. Естественно, клиент решает прекратить обучение, но администраторы тянут время, договор не расторгают, в общем деньги капают. Банк присылает тебе счета, ты и английский уже не учишь, и платишь… Как действовать?”


Есть подозрения, что языковая школа просто пытается выиграть время, надеясь, что вы безропотно заплатите по кредиту и забудете о них как о страшном сне. Предлагаю вам побороться за свои права. В описанной ситуации вы действительно вправе расторгнуть договор и потребовать назад свои деньги.

Если администрация курсов находит это невозможным, они нарушают закон, по которому вы вправе отказаться от некачественного обучения.

§ Закон РФ «О защите прав потребителей»

При обнаружении недостатка платных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, вы вправе по своему выбору потребовать:

• бесплатного оказания услуг (т.е., если английскому учили плохо, должны заново научить хорошо);
• соразмерного уменьшения стоимости оказанных услуг;
• возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанных услуг своими силами или другими людьми.

Вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если вы предъявляли претензии по поводу качества образования, но в установленный договором срок недостатки услуг не устранены.

§ П. 17, 18 Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Перед тем как приготовиться к отстаиванию своих прав, обязательно надо «вооружиться»: почитать договор, а также ознакомиться с внутренними документами учебного заведения.

Подайте в администрацию языкового центра письменную претензию (вручите под роспись или отправьте почтой с уведомлением). Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор. В жалобе укажите факты некачественного оказания услуг. Пример: отсутствие учебников, мест в аудитории, отсутствие расписания занятий, низкая квалификация преподавателей, отсутствие надлежащей информации по организации учебного процесса. Свяжите это с вашим договором r плане обязанностей языковой школы (перечислите, что
именно не предоаавили). Хорошо, если жалоба будет коллективная.

Факты излагайте конкретно, например:

• в такой-то день не было мест, в такой-то день преподаватель все занятие отвлекался на не связанные с обучением темы;
• в такой-то день обратились по такому-то вопросу к администратору, ФИО, она ответила так-то, свидетели присутствовали такие-то…

К жалобе приложите копии платежек в доказательство того, что вы свои обязанности по договору выполнили в полном объеме, проплатив обучение. Просите провести проверку и обеспечить возможность получить в полном объеме образовательные услуги, предусмотренные договором, или требуйте расторгнуть договор и вернуть деньги банку и вам в полном объеме.

Скорее всего, вопрос придется решать в судебном порядке (образец иска справа). Не факт, что суд взыщет всю сумму, но большую ее часть – вполне может.

Не стесняйтесь писать в Интернете отзывы, красочно иллюстрирующие ситуацию. Иногда это помогает воззвать к разуму нарушителей закона, получив положительное разрешение ситуации до суда.