Дети и интернет

Интернет и дети

Интернет — часть нашей жизни. И у детей тоже. По последним данным, 90% детей проводят в Интернете ежедневно от 3 до 5 ч, а каждый шестой ребенок — «маньячит» в сети до 8 ч — это полноценный рабочий день! Об этом шла речь на Всероссийской научно-практической конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность», прошедшей при поддержке МТС.


Нынешние дети заметно отличаются от своих сверстников 10-15-летней давности. С младых ногтей они овладевают технологиями, пользуются гаджетами. Писатели и фантасты первыми обратили внимание на возможные негативные последствия злоупотребления информационными технологиями. Рэй Брэдбери в своём рассказе «Вельд» (другое название — «Детская комната») описал конфликт между поколениями, который в психологии получил название «синдрома Вельда».

Говорит Александр Асмолов, академик, директор Федерального института развития образования: «В последнее время всё более остро ощущается «цифровой» разрыв поколений, особенно в сфере образования. Дети являются истинными «цифровыми аборигенами», а родители и учителя вынуждены их догонять. Существует также проблема контента в Интернете. С одной стороны, взрослые мечтают обезопасить детей от негативного контента (наркотики, порнография, сайты ненависти) и стараются сократить детям время, проведённое в Интернете, до минимума. Но, с другой стороны, дети буквально дышат этим цифровым миром».

Увы, ненависти сегодня с избытком даже на сайтах, посвящённых вязанию крючком и кулинарным рецептам, а «ненорматив» давно стал завсегдатаем сетевой поэзии и прозы. Проблема контента для детей в Интернете стоит особенно остро. К сожалению, механические ограничители по возрасту (0+, 16+) не являются эффективным регулятором. Взять хотя бы рекламу, на которой держится весь Интернет. Она преодолевает все препятствия и очень часто несёт в себе «отрицательную энергию». Что испытывает неокрепшая психика в виртуальном пространстве, возникает ли у ребёнка такое понятие, как виртуальная ответственность? Необходимо проводить более глубокие исследования по психологической безопасности детей.

С 2010 г. действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но, по заявлению декана факультета психологии МГУ, академика Юрия Зинченко, закон этот не идеален. Рабочей темой для Московской психологической школы стала рационализация норм закона до уровня экспертизы, разработка единых критериев для классификации информационных сообщений. Около 150 экспертов, среди которых ведущие психологи, учёные и врачи нашей страны создали основы концепции информационной безопасности. «Главной задачей должно стать создание позитивного и развивающего контента, который вытеснит из информационного поля всё остальное. Закон должен носить не только запретительную и карательную функцию, но и задавать правильный вектор, что необходимо сделать», — подчеркнул Юрий Зинченко.

«Сегодня смартфон и планшет, с одной стороны, стали полноценными инструментами для образования, с другой — открывают доступ к различным угрозам, которые можно встретить в сети. МТС постоянно совершенствует механизмы защиты своих клиентов от возможных сетевых угроз, внедряет сервисы фильтрации, родительского контроля. Важно с юного возраста воспитывать у детей критичное отношение к информации в сети, обучать правилам безопасного поведения в интернет-пространстве. С 2012 г. реализуется образовательно-выставочный проект «Дети в Интернете», который призван привить детям ответственность за свои действия в Интернете, показать преимущества и возможности «глобальной» сети для обучения и общения. Мы убеждены, что вовлечение учительского сообщества и родителей, которые имеют богатый опыт работы в Интернете, в процесс обучения детей правильному поведению в сети, существенно повысит его эффективность», — подчеркнул генеральный директор Розничной сети МТС Арвидас Алутис.

Главной целью на сегодняшний момент является создание полезного для детей наполнения сети, способного полностью вытеснить негатив из сфер интересов ребёнка. Родители, в свою очередь, должны сначала объяснить детям правила пользования Интернетом, прежде чем разрешать им самостоятельно находиться в виртуальной реальности.